пятница, 14 марта 2008 г.

Запоминаемость Музыки

Внимание, текст данной статьи разрешён к копированию только с указанием первоисточника.

Наверняка все помнят мелодию кинофильма "Бумер".

Все, наверное, помнят то время, когда каждый второй набивал её собственноручно себе в телефон. Любой человек ничего не знающий о музыке с лёгкостью подбирал мелодию Бумера.

Вспомните, первый раз, когда вы её услышали…. Она нагло засела у вас в голове. И не только у вас. И не говорите что не засела. Один хуй не поверю.

Я постарался разобраться, в чем заключается секрет запоминаемости музыки, или так называемый hook.


Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Хук (Hook) – определённая идея, выраженная посредством музыки, определённая часть музыки, которая определённым образом выделяется и особенно нравиться слушателю. Данный термин чаще всего применяют в отношений pop, rock и танцевальной музыке. Чаще всего в данных жанрах хук обнаруживается в припеве. В основном хук либо мелодичный, либо ритмичный, и часто он взаимодействует с мотивом песни, создавая определённый настрой. Мелодичный хук можно охарактеризовать определенными скачками в тональности; несмотря на это, сложно сказать, благодаря чему песня становиться запоминаемой. Ритмичный хук запоминается благодаря синкопированию и другим техникам, но существуют примеры хука, в которых ритм секция достаточно прямолинейна.


Я долго думал с чего начать своё исследование.

Я подверг анализу около сотни известных мелодий. Из моей большой коллекций midi файлов, я выбрал лишь известные композиций, а из них я выбрал только запоминающиеся. Перечислять названия устану, поэтому и не буду, скажу лишь, что преимущественно это была pop музыка, т.к. как по мне, в этом стиле хук применяется практический везде.

Таким образом, я сидел днями и ночами анализируя мелодий, мотивы и музыкальные фразы. Я слушал, смотрел на ноты, и сравнивал, а потом брал ручку и записывал, пытаясь тем самым выявить некие закономерности. И чем больше я это делал, тем больше я понимал, что чаще всего я анализирую мелодию. На самом деле чтобы понимать, чем характерен хук, надо понимать, чем вообще характерна мелодия.

Всё оказалось проще, чем я ожидал.


ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ИНТЕРВАЛ ВЫСОТА


Возможно для музыкальной теорий, я чуток напутаю термины. Прошу меня за это простить, я не знаю музыкальую теорию. Моя музыкальная школа – мой мозг и только.

“Мы не узнаём ничего нового,
мы находим в самих себе спрятанные истины.”
Бернард Вербер: древо возможного и другие историй


Длительность

Используется для того, чтобы придать мелодий особый интерес.

Делая ноту длиньше других нот, мы акцентируем на этой ноте внимание.
Похожий эффект можно получить делая одни ноты громче, другие тише.
Совмещая длительность и играя с громкостью, мы прибавляем мелодий интерес,
который несомненно способствует её запоминаемости.

Важно помнить о том, что длительность и громкость – хоть и важный, но далеко не главенствующий фактор запоминаемости.

Незнаю насколько это важно, но всё же отмечу, что большинство анализированных мною мелодий длились 4 бара.

Интервал

Проще говоря, расстояние между нотами.
Интервалам необходимо придавать особое значение.

Лично я толкую интервалы как особый клей, без которого любая часть музыки развалится. И клеить надо уметь. Интервалы необходимо держать в особом соотношений, которое вы создаёте сами. Используйте уши.

Высота

Главная составляющая. Основа основ. Причина мелодичных хуков.

Я поделил мелодий всего на всего на 2 типа: Скачкообразную и Устойчивую.


Скачкообразная мелодия характеризуется тем, что каждая нота отличается от предыдущей ноты, допуская при этом минимальные повторы. Встречается в большенстве хитовых треков.

Устойчивая же мелодия, характеризуется частыми повторами одной и той же ноты. С определённым точным интервалом нота меняется. Не так давно подобные мелодий были очень популярны на dance/house сцене, к примеру, David Kane – Club Sound (Radio Edit) и многочисленные аналоги.


Любопытные Моменты


1.ЗВУК.

С приходом крутых синтезаторов (вроде Native Instruments Massive, z3ta+, reFX Vanguard) в нашу жизнь возможности по созданию запоминающихся треков существенно расширились. Сегодня мы являемся не только композиторами, но и архитекторами звука. И зачастую так бывает, что сам звук запоминается, притом мелодия настолько проста, что врядли бы запомнилась, если бы игралась другим звуком. Я считаю, что многие треки Tocadisco тому пример. Вы знаете, сколько этот парень потратил времени, чтобы создать свою бас бочку? А про всё остальное я вообще молчу. Молочина.

2.ЭФФЕКТЫ.

Оживить любую мелодию помогут такие эффекты как Pitchbend, Detune, Delay, Vibrato и Tremalo. Особенно рекомендую применять в устойчивых мелодиях.

3.DELAY.

Вообще Delay на самом деле очень мощный инструмент, особенно, что касается оживления мелодий. Я считаю, что Delay плагинов должно быть много и чем они круче, тем лучше.

4.KLANGFARBENMELODYE (Тембровая мелодия).

Представляю ваше выражение лица, когда вы прочитали название этого пункта. Кланг-фар-бен-ме-ло-ди. И пусть это останется у вас в голове это название раз и навсегда. Это достаточно интересный эффект, которым можно ни сколько разнообразить мелодию, сколько вообще придать треку совершенно другое звучание. Итак, что это такое?

Klangfarbenmelodie - (нем.) – понятие, относящееся к сфере додекафонии, в частности к творчеству А. Шёнберга и его последователей: каждая нота или каждый краткий мотив в партитуре предназначаются разным инструментам.
Взято с glossary.ru.

Очень странно что данный эффект достаточно редко применяется. А ведь какой потенциал…

6. Про отображение мелодий

В FL Studio это делается с помощью Piano Roll > Tools > Flip.
При любых отображениях мелодий, теряется прежняя запоминаемость. Халява не пройдёт.


Тупиковый Период


Хотелось бы чуток рассказать про этот этап моего исследования, который привёл меня в тупик. Я брал все ноты, какие есть в октаве, диезы и бемоли в т.ч. Пытался выявить определённые сочетания нот, которые как мне казалось, больше всего запоминаемы. Данное исследование привело меня в ТУПИК. Если кто-то вдруг продолжит и получит, какие-то результаты, прошу, дайте мне знать.

Второй тупиковый момент был поиск определённых соотношений между нотами. Просто напросто не хватило нервов и знаний. Я надеялся, что огромную роль могут играть, допустим, числа Фибоначчи или число Пифагора. Не стоит забывать о том, что музыка это математика. Опять-таки, если у кого-то имеются какие-то данные на этот счёт, я бы был очень рад, узнав это.

Вообще говорят, что самый запоминающийся звук, это чистая синусоида. Это такое гудение, которое мы слышим в трубе домашнего телефона, когда собираемся звонить.И я задался вопросом, на который пока что не получил ответ. Если кто знает, то, пожалуйста, скажите. Сколько необходимо нот, если брать минимум, для того чтобы была мелодия. Не менее интересен мне вопрос, какая самая короткая мелодия, которая есть в мире.


СЕКРЕТ


Мы просто делаем музыку на 100 % обдумывая все. просто надо много работать и работать с умом обдумывая каждуй свой шаг. наверное вот так, но у нас нет какого-то секрета как сделать запоминающийся трек. мы об этом даже не думаем. мы просто делаем
Вадим Шпак, Swanky Tunes.


Забудем все, что я сказал вам ранее.

Я написал эту статью с той целью, чтобы вы НИКОГДА не сидели и думали о том “как же мне сделать так чтобы это был хит, который запомниться на веки”.


Примите то, что я написал выше к сведению, да и только.
Ведь настоящий секрет ещё впереди.


“Если при создании трека вы думайте “я напишу хит, я напишу хит, я напишу хит”,
поверьте мне, ничего хорошего из этого не выйдет.”
Steve Angello.


Всегда помните о том, что музыка это искусство.
А делать искусство достаточно легко, если знать как.
В первую очередь надо понимать то, что искусство работает на уровне эмоций.

И очень важно понимать такую простую вещь:

Всё что создано руками человека, будь то этот блог или дирижабль, является мыслью в во плоти. Очень плохо когда есть мысль, но нет эмоций. Когда вы незнайте что хотите сказать музыкой, не занимайтесь музыкой до той поры пока вам не найдётся что сказать!

Я уверен в том, что человек придумавщий дережабль, воплотил в него все свои мысли и эмоций. Ведь этот сумащедщий агригат полител.

Также я уверен в том, что допустим группа Агата Кристи очень сложные эмоциональные времена, когда они писали свою песню "На Войне".

Любовные переживание... очень часто прослеживаются в песнях Джона Леннона (Битлз), Элвиса Прэсли или Криса Изака. Вы будто переживайте вместе с песней.


“Существует велика разница между музыкой и прозой.
Слова являются частицами, которые проявляются в нашей голове в форме мыслей.
Включив воображение, мы представляем себе общую картину происходящего.
Музыка в свою очередь работает на совершенно другом уровне, более эмоциональном и абстрактном чем слова.

Слова аккомпанирующие подходящую музыку создают впечатляющую эмоциональную обстановку.

Подумайте над этим в следующий раз, когда вы смотрите хороший дорогостоящий фильм, в котором музыка сопровождает происходящее на экране.”

Ravenspiral


Порой тот или иной трек запоминается ни сколько благодаря мелодии, или звуку,
а благодаря настроению, которое он создаёт у слушателя.

Будьте слушателем собственных эмоций.

Если вы злитесь и думайте что напишите весёлую музыку, то поверьте, НЕТ, ничего этого не получиться. Получится, что вы будете врать себе и делать это через музыку. Пишите музыку своими эмоциями.

Зато в такое время у вас обязательно получиться написать ЗЛОЙ трек :D

Мелодия это всего лишь инструмент, но порой очень мощный.

Эмоция является ключевым звеном запоминающегося трека. Это и есть секрет.

Любопытный факт:
На вопрос,
"как вы думайте, в чём заключается запоминаемость трека?" все опрошенные,
которые позиционировали себя как меломаны, несмыслевшие ничего в том как музыка пишеться, отвечали примерно "Надо чтобы песня нравилась" =)


ЭПИЛОГ

Всё что я написал выше, это лишь мои рассуждения о музыке.

Вы можете со мной согласиться или со мной спорить.

Я лишь хотел с вами поделиться своими мыслями и рассуждениями.
И я знаю, что у меня много грамматических и орфографических ошибок.
Я прожил полжизни на Кипре и говорил только по английский.

На последок хочу сказать вам, Не будьте роботами. Настоящая музыка не штампуется. Всегда вкладывайте часть себя в то, что вы делайте. И это впечатлит весь мир.

“Do what you feel like doing, and don’t take crap from nobody.” Robert Anton Wilson.

7 комментариев:

Анонимный комментирует...

привет:) хороший пост и приятно когда нас цитируют. НО!

в группе swanky tunes нет дмитрия шпака:) есть дмитрий бурыкин и вадим шпак.

best regards, stas
swanky tunes/

A.Baranov комментирует...

Привет Swanky! :) Очень приятно когда такие люди пишут!

Прошу прощение за то, что перепутал имена! Всё таки моё сонное состояние дало о себе знать. Исправил!

Анонимный комментирует...

Самая короткая мелодия, насколько мне известно, это композиция Rundtgang Av Den, построенная на трёх нотах

Unknown комментирует...

Спасибо, всё написано очень точно, потратили много времени, чтобы проанализировать.
к счастью, я пишу музыку только на эмоциях, и как правило она выходит со слезами, а потом когда люди её слушают - плачут, получается, что нельзя скрыть свои эмоции в музыке, хочешь, не хочешь, люди почувствуют это настроение, в которм ты находился, когда писал то или иное произведение. а ещё я сама поняла, что у музыки есть свой язык. у каждого слова - есть своя нота. и если кто-то пишет просто подбирая музыку к словам на заказ, или как то ещё, я сразу могу это определить. потому что музыка не соответсвует тексту. она может быть красивой, но не иметь смысла. быть отдельной вообще...
Желаю как и автор этой статьи, всем писать песни опираясь только на свои эмоции, иначе писать не надо. Надежда Буднева.

Анонимный комментирует...

"Всё таки моё сонное состояние дало о себе знать."
- Ага, ты так интересно производил склонения (Возможно для музыкальнОЙ теориЙ) и даже цитируя (Бернард Вербер: древо возможного и другиЕ историЙ).
Кстати, насчёт темы из "Бумера" - мотив тупо навязывают, культивируя его "каждые 5 минут" на протяжении всего фильма. Тут уже работает несколько другой приём, нежели "классический зацеп" после однократного прослушивания.

Анонимный комментирует...

[b]Учительница - Вовочке:
- Вовочка, почему у тебя в диктанте такие же ошибки, как у твоей
соседки по парте Сидоровой?
- Так у нас ведь одна учительница, Марь Иванна! [/b]
Сословие Мегаполис Pi7.ru порадовала новым выходом очередного сборника нюансов.
Меня удивила скажем это "[url=http://soki.tv/go/ruserotik.php]Что на самом деле происходит? про ситуацию в стране [/url]" - Канечно вы можете найти и ради себя много интерестного
Ну а однако лучшее снадобье через скуки это анекдотец.
[url=http://my.pi7.ru/users/katya][IMG]http://www.my.pi7.ru/images/photos/medium/8a602c9644083b9f55bb147e497508dc.jpg[/IMG][/url]

Анонимный комментирует...

[url=http://www.pi7.ru/zhenskiy-zhurnal/1643-ty-krasiva-ot-prirody.html ]Кто вам больше нравится блондины или брюнеты? [/url]
Оженй сложно определится в сложившейся ситуации. Встречаюс с молоденьким человеком 1,5 года, и все у нас хорошо. У него своя квартира у меня своя, но болшую частй времени, да буквально все время мы проводим у меня. Каждый вечер он вначале заежает домой , а потом с ночовкой ко мне. Отпуска буквально каждый день проводим сообща, а в последствии каждый в свою сторону. Три месяца назад я завела диалог о вполне вероятности начатй житй сообща, в одной квартире. Увидела в его глазах испуг, он налепил кучу отмазок, мол строитй я его буду и все в таком духе. Дай мне время, мне нужно привыкнутй к етой мысли. А мне хочется определенности, потому как в данный момент нахожусй в подвешенном состоянии. Вот все пишут, не хочет житй, значит не любит, значит бросит и другую найдет. А он в последствии каждой ссоры первый бежит мерится. Правда за все время так ни разу я от него и не слышала что он меня любит.